Саша стал счастливым обладателем тайских водительских прав, и по свежим следам, пока не забыты все процедуры — как это проходит, сколько стоит и какие трудности ожидают именно в Чиангмае.
Для начала — лирическое отступление. В некоторых частях Таиланда вполне комфортно живется и без прав, даже на длительный срок. Но далеко не во всех. Вот в Чиангмае — совершенно не прокатит, город напичкан постами патруля, есть даже карта, где большинство из них отмечены, но зачастую невозможно добраться из пункта А в пункт Б, объехав все потенциально опасные места.
На Youtube встречала видео, где парень ехал по городу и за полчаса наткнулся на 5 пунктов с облавой. На каждой его остановили) Потому что охотятся как раз в основном на фарангов, без шлемов или прав.
По закону, вы можете управлять транспортным средством при наличии тайских водительских прав или международных (книжечка) соответствующей категории. При их отсутствии, как правило, платится штраф 500 бат (но с нас пытались получить 1000) — и либо фотографируется номер, либо выписывается бумажка, с которой вы еще 2 дня при встрече с traffic police не платите штраф. Обычно так. Если приехали в город не на пару недель, есть смысл получить местные водительские права, которые будут действовать 2 года.
Помимо того, что вы станете полноправным участником дорожного движения, обещают также плюшки в виде тайского тарифа в разные туристические места, национальные парки. Но на практике, далеко не всегда это работает, часто всё равно приходится платить по туристическим ценам.
Документы
Сама процедура достаточно простая, и получить права могут даже иностранцы, которые находятся в стране по туристической визе. Главное, что нужно получить — это Residence Sertificate, а для этого вы должны с первого дня прибытия быть зарегистрированы собственником жилья в местном Immigration Office — и получить форму TM30.
Не все хозяева регистрируют. Отели — обязаны, с частными лицами всё несколько сложнее. Перед приездом в Чиангмай мы писали всем потенциальным хозяевам на Airbnb и спрашивали, смогут ли нас зарегистрировать. Некоторые вообще не знали, что это такое) Двое согласились, но один в итоге кинул меньше, чем за неделю до приезда и написал, что «очень-очень старался, но не смог» и в процессе выяснилось, что он — не собственник, а пересдает. В итоге мы попали в тот дом, где живем сейчас — там нас, как и обещали, зарегистрировали по приезду.
На руки вы после этого этапа должны получить листочек — форму TM 30. Если хозяин заполнял данные онлайн, вы можете придти самостоятельно в Immigration Office, подняться на 3 этаж и попросить распечатать для вас этот документ, получается бесплатно.
После, на основании TM 30, тоже в иммигрейшн, нужно заказать Residence Sertificate. Это бесплатно, и в других городах делается быстро и без проблем. Но именно в Чиангмае почему-то этот документ делают 3 недели. Если хотите получить на следующий день, то нужно обратиться к фирме, которая находится через дорогу от иммигрейшн. Она занимается разными визовыми вопросами, и этими штуками в том числе. Цена вопроса — 1000 бат.
Также, понадобится справка из госпиталя. Можно сделать практически в любом, займет минут 15, если не будет очереди, средняя такса 150-200 бат. Удобнее всего по дороге в Land Transport Office находится Klaimor Hospital.
Суммируем — вы должны принести в Land Transport Office:
- паспорт,
- 2 фото,
- копии паспорта: страница с фото, страница с визой и штампом о въезде, копия TM 6 — которая заполняется на границе при въезде,
- Residence Sertificate,
- мед. справку.
Если нужно получить права и на байк, и на авто — понадобится 2 комплекта документов. Насколько знаю, можно просто сделать копии Residence Sertificate и мед.справки, но лучше уточнить.
Запись
Везете документы в Land Transport Office (находится недалеко от аэропорта).
Нужно идти на 2 этаж, там будет стойка information — сотрудник выдаст вам номерок и скажет, в какое окошко с ним идти.
Дальше придется посидеть в очередях, потом в окошке проверят наличие всех документов, выдадут бумажку, назначат время и дату, когда нужно явиться.
Если не высокий сезон / вам повезло / вы приехали до 9 утра, есть вероятность, что сможете приступить к обучению в тот же день. Но она крайне мала)
Саша приехал подавать документы 16 октября — и его записали только на 25 октября. Насколько знаю, сейчас ситуация стала еще жестче, и ждать своей очереди нужно месяц. В такой ситуации можно попробовать обратиться в местные автошколы — в городе точно есть какие-то посредники, которые помогают фарангам сделать это быстрее.
Как получить тайские права?
На это вам понадобится потратить 2 дня своей жизни.
В первый — приезжаете в назначенное время в назначенную дату, проходите сразу в окошко, где подавали документы ранее и ждете очереди. Там дадут номерок — это номер места в комнате для теории и в этом же порядке потом сдаются тесты. Так что свой нужно сфотографировать или запомнить (номерок потом забирают).
Это день обучения, будет только теория: видео со страшными авариями и ПДД.
Должны быть также и физические тесты (на цветоощущение, реакцию, боковое зрение и ориентация в пространстве. В целом они примитивные и сложности не вызывают), но Саше и остальным сдающим в этот день их только продемонстрировали и поверили, что все и так справятся.
Всё занимает 5 часов, из них час — перерыв на обед. Самое смешное — это как уставшие ученики, жаждущие прав, после учебного дня дружно садятся на свои байки и едут по домам)
Во второй день — сначала сдается теория на специальном аппарате. В день есть 3 попытки: в 10, 13 и 15 часов.
50 вопросов, нужно правильно ответить на 45. Дается час, времени хватает с запасом.
Есть подозрение, что для тайцев тесты другие и посложнее. Для фарангов — все вопросы вращаются вокруг правил: не разворачиваться на перекрестке; не садиться за руль, если пьян, у тебя сердечный приступ или в байке что-то поломано; нельзя обгонять на мосту и такое прочее.
Есть хороший сайт thaidriving.info, на котором можно попрактиковаться по теории. А тайские дорожные знаки можно посмотреть на Википедии.
Если теория сдана успешно — получаете документы, идете с ними на автодром и кладете в специальную корзину.
Дальше в назначенное время (его сообщат) нужно подъехать к автодрому на байке. Сначала проводится инструктаж, где объяснят, как проходит экзамен. Иностранцам — отдельно. Самое важное: надеть шлем, застегнуть его плотно; проехать маршрут, перед поворотом включать поворотник; не заезжать на стоп линию; остановиться перед знаком «стоп».
Маршрут достаточно прост, самое сложное — проехать по доске 15 м в длину и 30 см в ширину. Можно с нее съехать, за это не удаляют с экзамена, главное — ехать дальше ровно параллельно ей, а не пытаться заехать обратно.
В горячую пору, когда желающих много, экзамен сдается потоком, фактически для сдачи нужно проехать в колонне.
Дальше — получаете обратно бумажки. И нужно отстоять несколько очередей. Сначала на оплату — 105 бат, потом на фото — и там же выдают пластик.
Кстати, на правах нарисованы панды) Это очень миленько.
Со всеми сопутствующими расходами, права нам обошлись примерно в 1500 бат. То есть, окупаются за 3 остановки полицейскими. У нас было уже 2, ждем вот третью, чтобы посчитать срок окупаемости)
В любом случае, приятно, что встреча с полицией больше не стресс (потому что даже небольшой штраф — это испорченное настроение на полдня), а 2 минуты — и милое общение с представителями власти. Как правило, спрашивают where you go, хотя ответ им не особо важен, и пытаются развлечь Лёву.
Успешной сдачи и приятных поездок после! Ciao!