Эпичное завершение 2-летней поездки

Страшно долгое и нервное возвращение домой во время пандемии.

Это будет очень-очень длинный пост. Финалочка, самое эпичное завершение двухгодичной поездки в Азию, что только можно вообразить. Поехали)

Как задумывалось

Еще в январе мы купили обратные билеты домой на 5 апреля. Прогнозировалось, что а) к апрелю ситуация с вирусом стабилизируется, б) в Беларуси потеплеет. Долго сомневались между апрелем и маем. В текущей ситуации, в мае у нас бы не было ни единого шанса улететь)

Билеты FlyDubai, Коломбо — Дубай — Москва (Внуково). Оттуда — поездом в Брест, в гости к Сашиным родителям. И взять отпуск, чтобы не отвлекаться на работу.

Недели 3 назад решили, что лучше поехать в Гродно и засесть на 2 недели, ни с кем не контактируя. Особенно бунтовала против этого решения моя бабуленька. На Шри-Ланке на тот момент всё было супер спокойно, мы жили своей обычной жизнью удаленщиков, изредка пересекаясь с местными — и в основном на свежем воздухе. Но по пути у нас планировалось 2 крупных аэропорта с людьми с разных частей света, так что вероятность заражения есть.

Боялись мы не заболеть, а подхватить вирус и понести в массы. И еще больше — застрять где-то по пути в карантине.

Как вариант, если всё сорвется — думали, что пересидим на Шри-Ланке. Нам бы очень этого не хотелось, но на острове было красиво, спокойно, люди настроены положительно. Почему бы и нет.

Так было до прошлой недели, когда всё поменялось кардинально. Опасаться пришлось гораздо большего количество событий)

16 марта

Резко, как по щелчку, в прошлый понедельник ланкаши перестают быть открытыми, простыми и позитивными ребятками.

Вот так выглядела хозяйка жилья в воскресенье, 15 марта. Улыбалась, общалась и была абсолютно спокойна рядом с иностранцами.

Спустя пару дней, забирать ключи, она с дочкой пришла в масках. Обе были перепуганы, держались от нас настолько далеко, насколько это физически возможно.

Саша зашел в дом, чтобы проверить, не забыли ли мы что-то из своих вещей. Они были уже без масок. Еще больше перепугались и быстренько надели их обратно))

К тому моменту мы прожили в их доме уже 3 недели. И еще 2 месяца до этого провели на Шри-Ланке. То есть ну 100% не привезли им заразы)

В то же время, по соседству с нами ланкийская семья каждый день готовит и продает карри. Они приносили его нам домой в своих тарелках и в день, когда закрывались все-все магазины сказали, что мы можем придти и поесть у них. И джекфрутом вкусным угостили. Везде есть милые и душевные люди.

Правительство донесло информацию о вирусе в ключе, что это какая-то проказа от белых людей и чуть ли не что все умрут. Местным просто снесло крышу. Лично к нам агрессии и насилия не применяли, только шугались, отходили, закрывали лица. Маски есть не у всех, поэтому кто-то использует тряпочку. А кто-то — свою ЛАДОНЬ. Отличная защита, да. Еще по всему острову (и в аэропорту тоже) круглосуточно транслируют мантры против коронавируса. Не сказала бы, что помогают — но обстановочку накаляют хорошенько.

У других приезжих встречались разные неприятные случаи. Кому-то злобно кричали «Корона» вместо «Hello», многих не пускали в автобусы / магазины / банки / аптеку, самые отсаженные даже пытались нападать: девушку ударили шваброй, читала, что в кого-то кидались камнями.

То есть, Шри-Ланка как запасной аэродром резко отвалилась. Параллельно с этим Россия внезапно сообщает о закрытии границ с Беларусью. Границ, которых уже давно и нет)

Ни посольства, ни пограничные службы ничего не смогли подсказать — ибо и сами не знали подробностей.

Как только смогли, мы поменяли билеты на ближайшие возможные — с выездом 19 марта. Быстренько купили себе какие-то вещи, продукты в дорогу. И одноразовые кроссовки для Лёвика, какие смогли найти — у него совершенно не было теплых вещей. Дальше события менялись каждые несколько часов)

Сначала мы выяснили, что 100% не сможем проехать на поезде. Сдали билеты. Полезли покупать авиа из Москвы до Минска — Utair, которые осуществляли эти рейсы, отменили их четко с 19 марта. Дальше были сутки звонков и переписок со всеми дип.службами, чьи контакты нашли) Общались с консулом на Шри-Ланке, в Индии, в Москве. С нашим МИДом. И никто не мог подсказать, как быть в нашей ситуации. Проблема в том, что разрешенным оставили только транзит через РФ, через Шереметьево и Домодедово. Решение приняли, а как быть с сотнями самолетов, которыми люди прилетают во Внуково — не подумали.

Поначалу послы вообще сходились на том, что нам главное — попасть в Москву, а там уж как-нибудь разберемся. Ага. Вышло иначе) У меня даже есть одно сообщение «договаривайтесь со службой аэропорта». Это даже не смешно.

В московском посольстве на все вопросы мне советовали почитать постановление правительства. В котором не было никаких разъяснений) Мужчина в трубке на повышенных тонах явно дал понять, что наши звонки его достали и помогать он не намерен.

Пробовала дозвониться в погранслужбу РФ, чтобы понять — чем нам грозит, если мы-таки доедем во Внуково. Я сделала 60 звонков строго в рабочее время. Каждый раз было либо занято, либо никто не брал. А на 61-раз трубку подняли. И бросили после моей фразу «я гражданка Беларуси». Представитель консульства Беларуси в Индии на сообщения больше не отвечал.

После этого меня накрыло, окончательно.

Мониторила все возможные чатики по теме в Телеграме, нашлось куча людей в похожей ситуации. Не находилось только адекватного решения)

В какой-то момент мы решили рискнуть и пробовать лететь своим самолетом до Внуково, а там будь что будет. Примерно в то же время чудесная девушка Саша присылает мне в Instagram контакт своей коллеги, которая тоже в Велигаме, прилетела на Шри-Ланку туром, должна была улететь нашим же рейсом в этот день и которую тупо на него не посадили, потому что брали на борт только россиян.

Каким-то чудом их туроператору удалось их вывезти на следующий день. Мы порадовались, что всё у них так хорошо разрешилось. А после выяснилось, что они застряли во Внуково на двое суток. Без паспортов, чемоданов, в холодной зоне без мест общепита, магазинов и доступа к горячей воде. Вы можете посмотреть сюжет ОНТ, что из этого вышло.

Я хочу сказать огромное спасибо Галине. Если бы мы не узнали про их ситуацию — пробовали бы ехать в аэропорт и прибавили себе много мороки и лишних проблем.

Я была в настоящем 100% стрессе. Не могла спать, потому что мозг 24/7 находился в поиске решений. Не хотелось есть, все силы организм пускал на выход из кризиса.

За пределы своего района мы не выходили, хотя тогда это еще не запрещалось. Ходили на ближайший пляж на закат — это были лучшие моменты за день.

Пьешь кокос, смотришь на серферов, а Боб Марли поет, что everything’s gonna be alright.

С каждым днем верилось всё меньше)

Маме я описывала ситуацию так: мы вышли выпить по кокосу, потому что было до того уже тошно( и короче из 3 кафешек открыта уже только одна, выглядит супер грустно. Ланкаш притащил колонку, спросил — можно включить? Все — даааа, пожалуйста! Оттуда пелось — baby, it’s gonna be alright, а потом они разожгли костер. Зачем-то постоянно его жгут. Сегодня был самый красивый закат, только радости не принес. Смотришь такой и думаешь «как же хочется домой»…

Консул на тот момент молчал уже больше суток, информация в чатиках говорила, что ситуация становится только хуже.

Закрылся аэропорт на прилеты. Это означает, что самолеты на Шри-Ланку прилетают пустыми, чисто забрать пассажиров. И что рейсов будет становится всё меньше. А трансферы в аэропорт станут сильно дороже.

Дальше со мной случился приступ истерики, которую я ничем не могла остановить.

Ревела, психовала, молилась о том, чтобы найти лучший для нас вариант. И неожиданно нашла рейс, который не выдавали ни aviasales, ни skyscanner. Дорого, но не по цене целого самолета, как другие билеты, что попадались до него)

Turkish Airlines, Коломбо-Мале-Стамбул-Минск на 20 марта. Купили билеты в ту же ночь.

Удалось заснуть. А утром выяснилось, что ОАЭ тоже закрывают границы. Это 90% стыковок из Коломбо. Короче, убрав из маршрута сегменты с Дубаем и Москвой, мы снизили уровень стресса где-то вполовину.

Оставалось только мониторить ситуацию с границами Турции; не закроется ли аэропорт на Шри-Ланке окончательно; выполняют ли Туркиши свои рейсы.

Так мы дожили до пятницы, дня когда нужно было ехать в аэропорт. Пришлось отправляться на 2 часа раньше. Потому что в этот день на острове ввели комендантский час.

Организован максимально тупо. Сначала, когда его объявили, весь остров погряз в очередях в магазины, аптеки, банки и заправки. Лучший способ профилактики распространения вируса, не правда ли? Потому что 3 дня после закрыто ВООБЩЕ ВСЁ!

Дальше, в понедельник они на 6 часов сделали паузу. Когда люди снова встретились в гигантских очередях! Система шикарна.

Комендантский час вернули, он длится до сих пор. Ничего не купить, выйти из дома по закону нельзя. В некоторых районах полиция более-менее лояльна к туристам, но в большинстве случаев на пляж не пускают. Цены на трансферы в аэропорт взлетели до небес, и найти водителя может быть не просто. Власти подключили полицию для помощи туристов. Они делают это за те же, а иногда и бОльшие деньги, чем обычные таксисты.

Кстати, всю неделю, когда длился этот кошмар, крайне плохо работал Интернет, во всех сетях. Это было тоже поводом для беспокойства и звоночком, что нужно уезжать поскорее, потому что ситуация, когда в стране ограничивают связь, на Шри-Ланке возможна. Так они делали год назад, после терактов. Действия правительства сейчас во многом похожи с тем, что они предпринимали тогда. Хотя угрозы-то совершенно разные!

Как вышло

В общем, в пятницу утром узнали о надвигающемся комендантском часе. Подкорректировали планы. Дособирали вещи. Распрощались с перепуганными хозяевами и поехали в аэропорт.

Первый инфаркт ждал меня в такси. Открываю приложение Turkish Airlines и вижу вот это уведомление.

Проверила все табло прилетов и вылетов, сайт Туркишей, эл.почту и сайт посольства Беларуси в Турции. Нигде никакой новой информации. Поехали в аэропорт, уже слегка опасаясь.

Приезжаем, вижу табло вылетов — и тут подступает инфаркт №2. Наш рейс отмечен как cancelled. Как и большинство остальных, вы только гляньте.

Нашли офис Turkish Airlines, нас заверили, что это ошибка и всё ок. На всякий случай, зашли и спросили дважды)

Посидели 3 часа, подождали регистрацию.

Пришли, самая большая очередь в аэропорту оказалась нашей) Случайно заметили отдельное окошко для тех, кто зарегился через Интернет и проскочили толпу минут за 15.

Прошли паспортный контроль. Оставалась куча времени, пошли сидеть и ждать посадку. Остается минут 40-45, Саша пошел глянуть на табло, что с нашим рейсом. Возвращается бледный — «написано, что гейт закрыт!» Это был инфаркт №3.

Сгребаем все вещи и срочно бежим. Выясняется, что закрыт не наш. И только мы выдохнули и перестали трястись, как выяснилось, что на наш рейс уже final call, а стоим мы в очереди на еще один досмотр. С доставанием всех вещей и разуванием. Перед нами неспешные пенсионеры, которым вылетать только через 1,5 часа. Это был инфаркт №4. Ужаснейшее чувство, когда у тебя остается последний шанс, чтобы всё было хорошо — и он ускользает у тебя на глазах)

На фото Саша, который уже вроде понял, что мы всё же улетим. Но еще не до конца) Мой взгляд в тот момент был еще безумнее)

Едем к самолету. Лёва: «нас что, пустили? Мы едем в Гродно?)»

Дальше был офигенный перелет до Стамбула.

Лёвику выдали подарочный набор с деревянными игрушками и классной шапкой пилота.

Мы на часок залетели на Мальдивы. Жаль, что ночью — видно, что кругом вода, но не видно ее цвета.

Забрали желающих улететь оттуда и погнали дальше.

На взлете и посадке на экранчики транслировали, что сейчас видит пилот. Идея на миллион, было очень интересно смотреть.

Я нашла в блоке с музыкой старый альбом Evanescence и улетала со Шри-Ланки под слова: «I’m so tired of being here»)))

Потом посмотрела Джокера, послушала кучу классной музыки, на которую сто лет не натыкалась. Почитала давно заброшенного Кинга. Немного поспала)

Нас отлично накормили и напоили. Лёвыч посмотрел 2 части истории игрушек, а потом довольный улегся спать.

Ранним утром прилетели в Стамбул. Там у нас была пересадка 7 часов.

Ситуация с рейсами такая же, как и на Шри-Ланке. Табло впечатляют.

По счастливой случайности, мы попали в комфортное современное просторное помещение с магазинчиками, кафе и прочим.

А самое приятное и неожиданное — среди Gucci и Duty Free в нашем транзитном терминале был большой Waikiki!

Пошли и запросто купили Лёве куртку и штаны. Чудеса, да и только)

После эпизода в Коломбо, на посадку пошли пораньше)

Домой!

Четко на север.

Рейс был код-шеринговый с Белавиа, но к счастью, выполняли его Туркиши)

Поэтому снова были мультимедиа, еда и напитки)

Лёвыч половину полета «управлял самолетом» со своего экранчика.

Через 2 часа прилетели в Минск. Выходящих из аэропорта проверял ничем не защищенный мужик с тепловизором. Вот за него немного волнительно.

Потом на паспортном контроле спрашивали, где мы были последние 2 недели. Шри-Ланка и Турция не входили в список опасных, поэтому нас спокойно отпустили.

Лёва сильно протестовал против того, чтобы надевать куртку.

С первым же порывом ветра в лицо, согласился на капюшон) А потом ходил и говорил: «Мамочка, мне так холодно. Я превратился в лёд»)

Уже привык и по-моему, ему мороз даже нравится.

Ввёл в ступор этот билборд в аэропорту. Расскажите, кто в курсе, что еще важного мы пропустили за 2 года?)

Что дальше?

Никто не знает)

Я счастлива, что дома. Счастлива, что нет паники.

Наша жизнь на самоизоляции мало чем отличается от того, какой была до нее) И работа из дома, и ребенок здесь же. Совершенно не понимаю, почему народ сходит с ума — мы уже много лет так и живем)

Хотелось бы, конечно, иметь возможность сходить в гости, увидеть родных и прогуляться по городу, посмотреть, что успело поменяться. И мы в принципе, свободно могли бы это делать. Но лучше посидим еще 11 дней дома,  хотя никто и не просил)

Насчет планов — сейчас не лучшее время для них. Посмотрим, как будут дальше разворачиваться события.

Про людей

Не могу не поднять еще одну тему, которая меня почему-то сильно волнует. На прошлой неделе пришлось следить по максимуму за новостями. И самое отвратительное, что я увидела — это комментарии под этими новостями.

Мрак. Люди пишут под постами про тех, кто застрял в разных странах и не имеют никакой возможности выбраться гадости о том, что так им и надо / зачем поперлись / нельзя пускать их обратно в страну.

Такие ситуации вытаскивают наружу самое лучшее и самое худшее в людях. И прикол в том, что как только дело коснется тебя или кого-то из близких, ты уже не будешь так сильно кричать о том, что нельзя пускать домой этих негодяев. А если посмотришь чуть глубже и заметишь, что ситуации могут быть ой какие разные, то 100 раз подумаешь, перед тем как судить вообще. И я вам честно скажу, пройти через подобное и остаться в адеквате — это практически mission impossible. Большинство комментаторов бы впало в панику и во всё горло орало о помощи уже в первый день.

Для переживающих, что людей эвакуируют за ваши деньги — успокойтесь и найдите другой повод попереживать. Финансовый вопрос решается потом с тур операторами, авиа перевозчиками или взимается с самих эвакуируемых.

Буквально сегодня долетел чартер Коломбо-Киев, который организовали при содействии посольства. С последующей доставкой до границы с РБ, а дальше уже добирайтесь как хотите. Билеты на этот рейс стоили столько же, сколько наши Turkish Airlines со всеми плюшками. Людям, которых доставляют из Внуково в Минск, это удовольствие обходится в 130-170$. При этом теряются чемоданы, которые могут вернуться к хозяевам после окончания карантина. Классненько? У некоторых в Москве остались машины на платной парковке у аэропорта. Страшно даже подумать, сколько будет стоить забрать машину, когда границы откроют.

Сегодня читала о семье из 4 человек, которые потеряли уже 20 (!) билетов, чтобы улететь с Филиппин — и всё еще там.

Сидеть и рассуждать о высоком смысле коронавируса для человечества удобнее всего дома за чашкой чая. Но вот как только на своей шкуре прочувствуешь хаос, то забудешь всю прекрасную кухонную философию. За прошлую неделю мы будто несколько раз умерли и воскресли; потеряли кучу денег, которую нам скорее всего не вернут; увидели, что такое паника и что такое милосердие; узнали больше о ресурсах своего организма. И мне кажется, стали чуточку мудрее и добрее. Во всяком случае, на какое-то время)

И да, даже если вы никуда не ездили — еще непонятно, как вся эта ситуация в мире скажется на вас. Какой появится закон / изменится курс валюты / не останетесь ли вы без работы / денег / продуктов. И не понадобится ли завтра помощь уже вам — вот в чем вопрос. Никто не знает, как правильно.

Ох. Это, наверное, самый длинный пост в моем блоге. Надеюсь, что теперь просто закрою для себя эту тему — и радостно жить дальше.

Желаю всем здоровья и добра! Ciao!