Второй класс бразильской школы

Лёва недавно закончил учебный год в муниципальной школе и благополучно ушел на каникулы. Вкратце расскажу, как это было.

Дисклеймер

Не претендую ни на какую экспертность, просто делюсь нашим опытом. Он может отличаться от города к городу, и даже от школы к школе. Я расскажу, как это было у нас.

Всё еще знаю недостаточно для того, чтобы судить о всей системе образования, поэтому обобщать до хорошее / плохое не буду. Весь мой опыт — это второй класс Лёвы + моя подготовка к экзамену Encceja, который как раз охватывает базовое образование.

1 сентября в феврале

Учебный год в Бразилии состоит из 3 триместров, начинается в феврале и заканчивается в декабре, в июле каникулы. Точные даты каждая школа определяет самостоятельно.

То есть, в идеале нужно подать документы в начале января, в конце января происходит зачисление, в феврале — родительское собрание и выдача школьной формы, ну а потом начинается учеба. По факту, присоединиться можно в любой момент учебного года — главное, чтобы в школе были свободные места.

Мы могли бы отправить Лёву учиться еще прошлой осенью, но решили этого не делать. По ряду причин: прежде всего, чтобы не добавлять ему и нам лишнего стресса, который неизбежно сопровождает переезд на другой континент и появление младенца в семье. Ну и еще чтобы не тащить домой к этому младенцу бесконечные детские вирусы, без которых школ не бывает.

Так что Лёва занимался дома онлайн, без аттестаций — просто для себя, по чуть-чуть каждый день. Если в магазинах натыкалась на интересные книжки с заданиями — покупала, Лёва делал с удовольствием. Купили ему доступ на uchi.ru, в игровой форме занимался всем подряд, от шахмат до математики.

Ну и с самого начала, еще до переезда он был предупрежден и знал, что со временем пойдет в местную школу и будет учиться на португальском. Поэтому этот факт не вызвал сопротивления и каких-либо проблем. Я сознательно отстала от него со всякими дополнительными занятиями в течение этого учебного года, в том числе по английскому. Можно сказать, мы принесли его в жертву, чтобы человеку проще было превратиться в билингва) Теперь навёрстываем.

Как мы записали сына в бразильскую школу

В начале прошлого января мы занимались своими бразильскими документами и заодно заехали в местный секретариат по образованию SEDUC, чтобы спросить, как у них тут дети попадают в школы) Текст заготовили заранее, язык на тот момент практически не знали. Там нам сказали, к какой школе мы относимся и что нужно туда поехать и узнать всё на месте.

Что мы сразу и сделали. Это оказалась школа высоко на горе, мы были в шоке от пути, который предстояло бы проходить каждый день, да и райончик поначалу напугал — но со временем привыкли. В школе учатся дети с 1 по 5 класс, вперемешку как те, кто поднимается из кондиков на первой береговой линии, так и те, кто спускается с горы из домов сильно скромнее (кстати, по внешнему виду людей не отличить первых от вторых).

Мы думали, что едем на разведку, но Лёву сразу определили во 2 класс. Оказалось, что это вообще был первый день, когда записывают детей на следующий учебный год, так что мы пришли максимально вовремя. Но повторюсь, если в школе есть свободные места — то не проблема начать в ней учиться в совершенно любой момент.

Объясняться с секретарем было непросто, но нас каким-то волшебным образом поняли, все заявления за нас заполнили и сняли все необходимые копии. Понадобились паспорта родителей и ребенка, подтверждение адреса проживания, документы о образовании за прошлый год (годы), их мы не переводили — они отксерили и приложили всё как есть. Иногда просят так же прививочный сертификат и я совершенно не помню, пригодился ли он в нашем случае. На тот момент местного у Лёвы еще не было, я перевела на португальский и распечатала отдельным документом все прививки, которые ему ставили.

В конце января понадобилось приехать в школу еще раз и подписать парочку бумажек, тогда же нам сказали, когда будет начало.

Покупки к школе

Лёвика к школе мы собрали за 3 часа. Причем можно было бы обойтись и без того, что ему купили, потому что в школе выдаются бесплатно учебники, тетради и канцелярия.

Школьные учебники в Бразилии

Всё хранится в школе, ничего таскать не надо. Книги попадают домой только когда задают домашку, а это бывает не часто и обычно она какая-то творческая. В портфеле с собой Лев носил пенал (половина содержимого — скорее для души, чем необходимость, зато заниматься было приятнее), бутылку воды и зубную щетку с пастой.

Форму тоже выдали в школе: для мальчиков это 3 футболки с рукавами и 1 без, 2 пары шорт, штаны и кофта на молнии.

В первый день всё такое красивенькое, а к концу года белый уже совсем и не белый, горловины в майках растянуты, плюс дети повырастали и одежда сидит уже совсем по-другому)

Школьная форма в Сантосе

Видела школьников из соседнего Сан-Висенте, им выдают еще портфели и обувь.

Португальский язык

Всё обучение в муниципальной школе ведется на португальском языке. Лёва заранее его особо не учил, но почему-то этот факт его никогда не парил. Где-то за месяц до начала школы я установила себе на телефон детское приложение, где были карточки с каким-то простейшими словами, и мы каждый день делали там по одному уроку.

Чтобы как-то поддержать его на первое время в школе, я завела специальный блокнот, где написала для него фразы на португальском и их перевод на русский, чтобы он просто мог показывать как таблички. Какие-то фразы добавила сама, какие-то — по просьбе Льва.

Типа: можно выйти в туалет / мне холодно / мне жарко / я хочу пить / мне это нравится / мне это не нравится / давай играть вместе и прочее. Там же написала наши контакты, чтобы с нами могли оперативно связаться.

На деле, этим блокнотом Лев почти не пользовался, но сказал, что ему спокойнее от того, что он есть с собой.

Коммуникация родителей и школы

В нашей школе объявления рассылались через WhatsApp, там же можно задать вопросы, если надо решить что-то с руководством. Отдельный плюс — никаких родительских чатов)

Еще используется прикольная штука — agenda, это как дневник, но совсем в другом виде и с другими функциями. Представляет собой специальный блокнот, где учитель оставляет послания родителям, а родители — учителю. Он каждый день просматривает и отвечает. Дети в нем записывают только домашнее задание.

Учеба в бразильской школе

90% вопросов вполне эффективно решаются таким вот способом. Если нужно что-то обсудить лично — всегда можно назначить себе встречу, опять же, через аженду или через вотсапп.

Учебный год начался с родительского собрания в 7.30 утра (все последующие начинались во столько же).

Это был ужас, мы пошли вдвоем с Сашей, чтобы лучше разобраться, и не поняли буквально ни-че-го. Лёвина учительница говорила так быстро, что вся речь сливалась в один сплошной поток, я просто сидела и не понимала, что происходит. Ситуацию чуууть исправило, что Саша положил телефон на стол c Google Translator, который пытался на ходу хоть что-то переводить.

Мы посидели-попозорились, получили форму, словили директора и попросили, чтобы Лев какое-то время походил не полный день. Так что получилось даже продуктивно)

А на следующий день началась учёба.

Второй класс в Бразилии

Как и чему учат в бразильской начальной школе

Каждый школьный день начинается с гимнов: сначала Бразилии, потом Сантоса — а после них дети централизованно расходятся по классам.

Учеба обычно посменная, либо с 7 утра примерно до 12, либо с 13 примерно до 17-18. Лёвина школа работает в другом режиме — integral, забирать в 16.30. Они до обеда учатся, а после — что-то типа продленки: много спорта, творчество и всякие интересные занятия. Раз в неделю смотрели фильмы, иногда с попкорном. Раз в неделю им выдавали планшеты поиграть. А по пятницам — день игрушек, когда можно приносить из дома что угодно и играть.

Я не знаю точного расписания и состава предметов, которые они проходили, но в табелях за каждый триместр числятся португальский язык, бразильский язык жестов (реально проходили, Лёва иногда дома показывает), математика, естественные науки, география, история, искусство, физкультура, английский язык (вот с ним печаль).

Оценки на уроках не ставятся, но есть контрольные работы и экзамены в течение года: внутришкольные и один общий по штату Сан-Паулу. Результаты показывают не детям, а родителям на собраниях: подшивают в одну книжечку все работы за триместр. В конце года отдают на память вместе со всеми остальными материалами.

Довольно лояльно относятся к пропускам и опозданиям, хотя на каждом собрании обсуждали это как самую насущную проблему класса. Есть какой-то лимит, сколько можно пропустить без последствий — но сколько он составляет, я не знаю) Знаю только, что мы его не превысили. Если в определенный день ни в коем случае нельзя пропускать — об этом предупреждают. И всё равно находятся те, кто не придет)

Часто бывают выходные: государственные и религиозные праздники, дни дезинфекции, какие-то конференции и собрания учителей. И прочее-прочее-прочее. Так что у детей достаточно возможностей отдохнуть.

Школьное образование обязательно для всех бразильских детей без исключения, домашнего обучения и опций с удаленкой нет. Даже ребята на колясках, с разными синдромами и РАС посещают обычные школы, учатся в обычных классах. Это решается специальным транспортом, который их довозит от дома и привозит обратно домой, а также дополнительными педагогами. Не знаю, как к таким ребятам относятся в средней школе, но конкретно в Лёвиной начальной — они играют как могут, заводят друзей и участвуют в разных активностях по возможности. Как любые другие дети.

В этой школе по 2 класса в параллели, с 1 по 5 класс. Детей не очень много, около 20 человек по списку, точное количество не помню — но обычно ходит меньше.

Кормят 3 раза в день: завтрак, обед и что-то типа полдника. После обеда их дружно ведут чистить зубы, это обязательная часть программы. Еда Лёве так себе — не плохая, просто довольно специфическая, очень бразильская, одноклассники уплетают за обе щеки. А наш товарищ очень привередлив и консервативен, он не ест процентов 70 из того, что дома едим мы. Что уж говорить о совсем другой кухне. Частично адаптировался, стал есть фарофу и рис (дома от него отказывается), старается пробовать и остальное, что там дают. Но проблема остается актуальной: бывают дни, когда он ходит очень голодный — а свою еду приносить нельзя, к сожалению(

В целом, учиться не слишком сложно, детей не затюкивают и не слишком придираются, меньше агрессии как между детьми (хотя казалось бы), так и от учителей. А еще знаете, что для меня было удивительным открытием — почти все работы выполняются карандашом. Типа, ну сделал ошибку — ничего страшного, просто сотри и напиши правильно.

Учебник в бразильской школе

Адаптация

Чтобы было проще, Лёву посадили на первую парту прямо перед учительницей и она общалась с ним через Google Translator на телефоне. Где-то спустя неделю учебы меня вызвали в школу, потому что Лёва не хотел взаимодействовать и отказывался ей отвечать. Встретились в кабинете школьных координаторов и вместе с ними, с Лёвой и учительницей обсуждали произошедшее. Я объяснила Лёве, что от него хотят, дома чуток потренировались — и больше меня на беседы не вызывали, вопрос решился.

Несколько раз в течение первых недель приходили сообщения от школы, что нужно забрать Лёву пораньше, потому что он не выдерживает. Он рассказывал, как ему не нравится, как там «долго и скучно», но если расспрашивать подробнее — находилось что-то хорошее в каждом дне, то из активностей — то из общения с одноклассниками. Каждый день по дороге домой мы с ним обсуждали, как дела — и со временем он начал оценивать свои школьные дни как «нормальные», что уже сильно радовало материнское и отеческое сердечки. Иногда как «нормальные с плюсом» или даже «с двумя плюсами».

Про детей в школе Лёва сказал, что они тут добрее, чем были в Грузии (хотя иногда его дразнили). Притом, что там он учился в маленькой частной школе и на русском, а тут он — единственный иностранец в муниципальной школе, где всё на португальском. Об учителях отзывался с теплотой. Были некоторые, которые ему не нравились, но ничего критичного. В целом, в школе адекватно отнеслись к вопросу адаптации, и их подход примерно совпадает с тем, как я это видела.

Потихоньку пошли первые взаимодействия с одноклассниками. Например, он стал махать им рукой на прощание, а они в ответ хором кричали «Tchau, Lev!»

Второй класс в Бразилии

Завелись друзья (в течение года их состав регулярно менялся). А потом потихоньку началось добавление португальских словечек в русский язык. Например, когда заходит домой и говорит: «Всем привет! Olá! Boa tarde! Как у вас дела тут, tudo bem?»

Парень неизбежно полюбил футбол: «оказывается, я отличный вратарь». Когда-то мы пытались водить его в Беларуси, но было рановато — он в итоге испугался и больше заниматься не хотел. Прошло само, без нашего участия.

Однажды я увидела, что учительница на прощание его обняла и поцеловала, а он не протестовал. Это показательно, потому что Лев очень мало кому такое позволяет. Как-то после школы сообщил, что девочки из другого класса подошли и сказали, что он muito bonito.

А в какой-то из дней Лёва вернулся домой и сказал, что хочет научить детей русскому алфавиту. Прямо на уроке (продленки), показать учительнице, показать детям и чтобы они за ним повторяли. Я помогла ему всё это реализовать и он реально провел свой мини-урок.

Второклассник в Бразилии

Из-за Евиной операции июльские каникулы у Лёвы начались на 2 недели раньше, чем у других детей. Было важно, чтобы он не принес домой никакой вирус накануне, и школа без проблем на это пошла. Просто с моих слов, без каких-либо справок. Я попросила, чтобы нам дали задания на это время и разрешили взять домой учебники — всё так и сделали. Но если бы не попросила — думаю, что тоже бы никаких проблем не было, просто нам так захотелось.

В последний учебный день, когда мы привели Лёву во втором триместре, дети подарили ему открытки, это было так трогательно:

Школа в Бразилии

Помимо учёбы

Кроме стандартных школьных будней, у детишек было много праздников и разных интересных дней. С первой же недели им устраивали кинопросмотры с попкорном, какие-то вечеринки. Пышно праздновали Пасху, праздник урожая — Festa Junina.

Почему-то не было Хэллоуина, но незадолго до него был «день детей», который праздновался целую неделю. В один день прямо в школе установили батуты и позвали аниматоров, во второй была пижамная вечеринка, потом — день безумных причесок и нарядов. Всю неделю их угощали сладостями, развлекали и что-то дарили.

Проводили «научную ярмарку», участвовал каждый класс.

Иностранец в бразильской школе

По факту это тоже оказался веселый праздник, мы ходили с Евой — интересно было обеим.

Иностранец в бразильской школе

Еще у них была грандиозная тусовка вне школы, но мне о ней известно очень мало) Собрали со всех желающих по 120 реалов и в определенный день (это было раннее утро понедельника) им организовали трансфер от школы и обратно в Buffet Tivoli, там был безлимит на еду / напитки и куча разных аттракционов для детей. Лев был в восторге, поэтому я тоже. Но фоток не видела)

Конец года

Конец учебного года был полон сюрпризов. Во-первых, мы до последнего не знали точную дату. Недели за две до Лёва начал приносить домой всякие поделки, которые делали в течение года; учебники, которые они уже закончили. Было запланировано несколько мероприятий к Рождеству, дети учили песни и танцы.

И вот приходит сообщение, что в один из дней нужно принести с собой какое-то блюдо из дома, мы напекли 2 вида кексов: с M&M’s и ветчина + сыр, дети всё съели.

И что детей в тот день забирать учеников на полчаса раньше, они порадуют родителей отрепетированными рождественскими песнями. Мы пришли втроем: я, Саша, Ева. Дети уже были внизу, но на многих просто лица не было. Некоторые мальчики просто рыдали и не могли успокоиться, наш просто был грустный и не признавался, в чем дело. Вся его компашка тоже. Мы гадали весь концерт, что же с ними такое за день случилось: может быть, репетировали долго и от громкой музыки болит голова может быть они что-то натворили и их наказали. Толпа печальных детей — и при этом на эти слезы никак не реагируют учителя. Мы вообще не понимали, что происходит.

Школа в Бразилии

Разгадка наступила после концерта, когда начали рыдать уже учителя. Обнимались с детишками и плакали. Короче, это был последний учебный день и вот настолько все настолько грустили по поводу того, что друг с другом прощаются. Те, кто переходит в другую школу — были совсем безутешны.

Очень мило, мне трудно представить, чтобы я в своем детстве в своей школе хоть как-то бы убивалась по поводу предстоящих каникул. Скорее, наоборот)

Школа в Бразилии

Общее впечатление и минусы

Невероятно страшно отправлять ребёнка в школу без знания португальского. И это не был простой путь, но он не разу не сказал, что не хочет идти в школу, потому что ничего там не понимает. Был миллион других причин, почему он бы предпочел туда не ходить, но никогда не из-за проблем с языком)

Лёва большой молодец, мне всё еще непонятно, как дети так быстро способны схватывать чужие языки. Если мой португальский звучит ровно настолько плохо, чтобы просто меня могли понимать другие люди, то у него это правильный акцент, интонации, чистые звуки. Maravilhoso!

Ради этого пришлось временно пожертвовать английским, но всё поправимо. На мой взгляд, убрать дополнительную нагрузку и отстать на время от ребенка — было правильным решением. Начали заниматься с ним на каникулах, в следующем году добавим еще дополнительную математику. Хотелось бы еще, чтобы он полюбил читать книги, но пока что это преимущественно аудиокниги)

Год в бразильской школе

В целом, я бы назвала опыт этого учебного года положительным. Лев комфортно чувствует себя в школе: лично это видела, когда пришла подписывать документы, а их класс возвращался в кабинет с обеда. Он меня не заметил и вёл себя совершенно так же, как дома — шел пританцовывая, шутил с друзьями, скакал и улыбался. Лёва сам решает вопросы и не боится учителей. Передает нам, что они между собой говорили)

По его словам, программа не очень сложная. Он хотел бы посложнее математику (поэтому и хочу, чтобы занимался дополнительно) и согласен, что нужно больше английского. Говорит, что наибольшие трудности с португальским, ожидаемо. Но учителя не жаловались, а на одной из контрольных у него задание по португальскому даже списывал одноклассник)

Из других проблем, которые я пока не знаю, как решить, я бы назвала питание и сложность в том, чтобы совмещать полный школьный день с личными ребёнкиными увлечениями. Лёва увлекся скейтбордом, и занятия на которые ходят проводятся либо утром, либо днем — и нам не подходит ни одно время. А школа не согласна, чтобы он на постоянной основе уходил пораньше. Поэтому придется что-то думать. Переходить в другую школу, где будет оставаться больше свободного времени, он не хочет — привык к этой, в целом всё устраивает и тут его друзья. Но на всякий случай в курсе, что такая опция у него есть.

Мне нравится бережный подход к детям, который я увидела в школе. Учителя не давят своим авторитетом, могут пошутить, обнять детей — атмосфера довольно теплая. Кто-то видит в этом минусы, отсутствие дисциплины и пофигизм — для меня это выглядит по-другому. Не настолько сложная программа в начальной школе, чтобы держать детей в постоянном стрессе, так что я за душевный комфорт) Надеюсь, следующий учебный год сложится у парня еще удачнее, поживем-увидим. Tchau!

Читайте также
Комментарии
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии