Ciao!
Если вы оказались в Черногории, а в паспорте у вас есть шенгенская виза, очень советую съездить в Италию.
Попасть в Италию из Черногории можно на пароме Бар-Бари-Бар.
UPD от 02.12.2016 К сожалению, сегодня ночью паром Свети Стефан в последний раз отправился в Бари, и там его ждет утилизация. Больше парома не будет(
Паромное сообщение между Черногорией и Италией существовало с 1965 года. Будем надеяться, его взобновят.
Перевозками занимается черногорская фирма Montenegro Lines, в ее арсенале две посудины — Sveti Stefan и Sveti Stefan II (мы катались на нем, но говорят, они примерно одинаковы).
Билеты заранее не покупаются. Но не пугайтесь, просто такая система: вы их бронируете заранее, а оплачиваете уже перед поездкой в порту, из которого отправляетесь.
Забронировать можно на сайте Montenegro Lines, по телефонам (+382 30)31-23-66 и (+382 30)30-34-69 или лично, в порту (касса справа сразу у входа). Для брони достаточно указать имя и фамилию одного пассажира, дату поездки и какая каюта вам нужна. Забронировать можно билеты в оба конца. Паспортные данные вбивают уже перед отплытием, для бронирования документы, в принципе, не нужны.
Каюты на пароме
Сразу хочу сказать, что судна довольно пожилые, поэтому ждать от них шикарных номеров и, соответственно, за них переплачивать смысла нет.
Апартаменты Kabina (apartman) и Kabina I klase (apartman) — самый дорогой тип каюты. Это довольно большой номер с душем, туалетом, креслами в номере. Насколько это нужно для 10-часового путешествия — спорный вопрос) Но каждому свое. Большой минус — такие номера располагаются на верхней палубе, по которой могут ходить люди (мы во всяком случае ходили, с них интересно наблюдать за происходящим). Соответственно, вид не только на открытое море, но и на людей на палубе. Ну и шум.
Внешние каюты Kabina spoljna sa kupatilom — каюта с окнами и душем в номере. Различаются по количеству кроватей в номере (2 или 4).
Внутренние каюты Kabina unutrašnja sa kupatilom (с душем в номере) и Kabina unutrašnja, bez kupatila, sa lavaboom (без душа, в номере раковина) — каюты без окон. Тоже различаются по количеству кроватей в номере (2 или 4).
Кроме того, есть «авиа кресла» — Avio sjedište — мягкие сиденья. Они довольно удобные, но, думаю, всю ночь на них проехать тяжеловато. Между креслами перегородки, нормально не лечь. Разница с каютами небольшая в цене, но по уровню комфорта — не сравнить. Из плюсов — там выключают свет, тихо и темно.
И палубная карта Palubna karta — фактически, пропуск на паром. Сидите, где хотите. Если свободны авиа кресла — в приципе, можно сидеть и там. Никто не гоняет. Можно сидеть в кафе, ресторане, на палубе, у ресепшн. В общем, везде, кроме кают. Опять же, для 10 часов это довольно неудобно. Потому что взяв каюту, вы тоже можете посидеть во всех этих местах, а потом лечь, поспать и приехать отдохнувшим.
Если вы едете на машине, платится отдельная такса за авто плюс вы покупаете для себя места (любые из вышеперечисленных). Машина едет в специальном грузовом отсеке и доступа к ней на протяжении поездки у вас не будет, поэтому все нужные вещи нужно сразу взять с собой.
Мы брали внутреннюю кабину без душа. Это самый бюджетный вариант из кают. Все двухместные были заняты, поэтому нам дали четырехместный номер. Если у вас возникнет такая ситуация, не пугайтесь — к вам никого не подселят, вся каюта бронируется под вас (просто в ней больше кроватей).
Каюта очень похоже на купе в поезде. Только просторнее и постель застелена сразу).
Все чисто и опрятно, несмотря на возраст парома) Простыни и полотенца чистые, на полу ковролин (и его чистят, проверено), а в раковине есть горячая вода (это был самый большой шок). Ооочень удобная кровать ( и большая).
По нашим впечатлениям, без душа в номере совершенно спокойно можно обойтись. Если очень нужно — души есть в каждом туалете, которых там довольно много. Нам казалось, что окна в номере нам не хватало. Но читала, что зимой из-за иллюминатора может быть холодно. Хотя, летом это, наверное, будет преимуществом.
Резюмирую: внешние кабины лучше внутренних, а если выбирать между внутренними — переплачивать за душ смысла нет. От палубной карты и авиа кресел, лучше отказаться: сберегите силы для дальнейшего путешествия.
Цены лучше уточнять на сайте или в кассе, они в течение года меняются.
Перед поездкой
Итак, если билеты забронированы заранее, вам дадут бумажку или продиктуют номер вашей брони. С этим номером, паспортами и деньгами нужно приехать в порт за 2 часа до отправления.
На машине все как-то по-другому. Вообще, авто въезжает на паром через отдельную очередь.
Если вы — пассажир, нужно подойти в кассу в порту, там вам выпишут билеты и посадочные талоны.Тут вам могут сказать, что регистрация на обратный рейс проводится не в здании, куда придет паром, а в 3 км оттуда. Могут даже распечатать карту (как нам). Про это отдельно ниже расскажу. Это убережет вас от наматывания лишних километров в окрестностях порта.
Проходите мимо кафешки, где, скорее всего, пьют кофе полицейские, и идете в большие двери. Там сначала должен быть таможенный контроль (как правило, не проверяют), а дальше паспортный.
Затем вы выходите из здания и можете идти на паром. Или можно зайти в дьюти-фри) Во-первых, на обратном пути мы его и не видели. А во вторых, там очень низкие цены даже для дьюти-фри.
К примеру, ром Captain Morgan и Bacardi стоили по 7-8 евро. Виски Ballantines — 10 евро за литр!
Ну а дальше через грузовой отсек, в который въезжают автомобили, вы входите на паром. Слева будет стоять человек, которому нужно показать посадочный талон. Он же и расскажет, как попасть на ресепшн.
На ресепшн вам дадут ключ от каюты или покажут, как пройти к авиа креслам. Все, до утра вы свободны и можете делать, что пожелаете. Мы вот, например, лазили по парому.
Внутри он вот такого веселого оранжевого цвета:
На пароме есть ресторан, кофейня и паб) Работал магазин дьюти-фри.
Если хорошая погода, очень здорово посидеть на палубе. Там есть лавочки и столики. Вид потрясающий. Уезжая, мы наблюдали почти все побережье в огнях.
Прибытие в Бари
Мы встали пораньше и успели встретить рассвет. Было очень красиво. Но минус 1,5 часа сна. На обратном пути мы спали до победного, пока не пришвартовались).
Инструкция для пассажиров. Когда паром пришвартуется и всех начнут выпускать, идите по стрелочкам в здание порта.
Там будет очередь для Extra EU Citizen, куда и нужно стать, чтобы пройти паспортный контроль. Проверяют довольно быстро, к нам никаких вопросов не было.
Дальше таможенный контроль. Проверяют все сумки, даже рюкзаки, через машину.
Вот и все. Так вы оказываетесь в Италии, в порту, из которого трудно выйти с первого раза) Он очень большой, а вход/выход для пешеходов только один.
Поэтому, вот вам карта в помощь! Она кликабельна, можно рассмотреть все поближе.
После выхода из здания, перейдите дорогу и идите левее. Там будут ворота и чуть дальше калитка для пешеходов. Так вы сразу окажетесь в городе, а не будете плутать, как мы)
Совсем недалеко от порта старый город и базилика Николая Чудотворца (идти нужно левее).
Обратный путь
Самая противная и запутанная часть — check-in на обратный паром в Бар. Возвращаюсь к тому пункту, когда при покупке билетов нам сказали, что регистрация на рейс в другой части порта — Marisabella, это 3 км от здания, куда приходит паром.
Итак, нам распечатали карту. Мы, чтобы не блукать потом по темноте, пошли сразу утром посмотреть, куда же нам нужно будет попасть. И просто потратили впустую час. Мы дошли до промзоны города и спортивной базы футбольного клуба Бари, но так и не нашли эту гребаную Marisabella. Устали, проголодались и решили продолжить поиски вечером.
Как оказалось, добраться в Marisabella можно только автобусом. Он ходит туда каждые 5-10 минут. От здания, у которого стоит паром (сразу у входа).
Вас привезут в странное место. Там нужно подойти к окошку Montenegro Lines и вам распечатают посадочный талон. А затем на том же автобусе вас довезут обратно к парому.
А, и еще. Учтите, что многие работники (даже у стойки информации) говорят только на итальянском и на языке жестов. Даже ноу инглиш! Пугаться этого не надо, они все равно дружелюбны и отзывчивы. Просто лучше приехать в порт пораньше.
Проходите таможенный (которого практически нет) и паспортный контроль и идете к парому.
По прибытию — то же самое, паспортный и таможенный контроль (которого практически нет). И вы вновь оказываетесь в Черногории.
Впечатления от поездки замечательные. Путешествие на пароме оказалось очень комфортным, за дорогу успеваешь и насладиться красивыми видами, и хорошо отдохнуть и восстановить силы. Рекомендую.
Спасибо большое. Очень интересное описание. Сидим в Баре ждём паром — завтра на 21:00.
Едем на машине втроём. Взяли двухместную каюту без окна. Вышло с авто на троих — 375 евро
Здорово! Спасибо, что написали, я думала, что парома больше нет — а оказывается, его заменили на похожий хорватский и маршрут снова актуален)